Фото: Chris Ratcliffe / Bloomberg
В ближайшее время компания запустит игровую платформу для разработчиков игр на мобильных устройствах, рассказал «Ведомостям» представитель «В контакте» Георгий Лобушкин. Сейчас игровые приложения есть только в web-версии социальной сети.
Это будет платформа для тех, кто создает игры под операционные системы iOS и Android (правда, приложение для iOS до сих пор заблокировано Apple). Платформа, по словам Лобушкина, будет работать в рамках основного мобильного приложения «В контакте»: в нем появится список игр, а также функция оповещения игроков.
Только в прошлом году «В контакте», говорит Лобушкин, выплатила разработчикам 2 млрд руб. В 2013 г. социальная сеть взимала с разработчиков игр 45% доходов, с мобильными играми отчисления в пользу социальной сети вырастут до 50%. Раз так, то только от игр компания могла получить более 4 млрд руб.
Но эти данные не совпадают с теми, которые недавно публиковал в своем годовом отчете акционер соцсети — Mail.ru Group (владеет 52%). По данным группы, вся выручка «В контакте» составила 3,8 млрд руб. Это меньше 4 млрд руб. а ведь еще не учтены доходы от продажи рекламы. Однако ранее источник в Mail.ru Group объяснял такое расхождение разницей учета по стандартам российской и международной отчетности: так, РСБУ учитывает отчисления партнерам в выручку, а МСФО — нет (а Mail.ru отчитывается как раз по МСФО).
Американцы придумали игровую консоль для собак
Прогнозы будущих доходов от мобильных игр «В контакте» не дает. Но перетекание пользователей со стационарных компьютеров на мобильные устройства — это общемировой тренд. У «В контакте», по данным TNS за май 2014 г. было 52 млн пользователей. По словам Лобушкина, из них 45 млн заходят в сеть с мобильных устройств, а 7 млн человек пользуются «В контакте» только через смартфоны и планшеты.
А самыми доходными приложениями на мобильных устройствах, по данным аналитической компании Distimo, являются игры и социальные сети. Например, по итогам 2013 г. все 10 самых доходных приложений в магазине Apple AppStore оказались играми. В магазине Google Play одним из самых доходных стало приложение японского мессенджера Line, но оно опять же в значительной степени зарабатывает на играх. В прошлом году на iOS на игры пришлось 63% всех продаж, а самыми доходными играми оказались Clash of Clans от компании Supercell и Candy Crush Saga от King. По данным App Annie, в 2013 г. доходы от мобильных игр стали приносить больше выручки, чем игры для портативных приставок.
Крупнейший российский разработчик мобильных игр переезжает в Литву
Запуск мобильной платформы «В контакте» — хорошая новость, но надо помнить, что все три больших мобильных платформы — Apple iOS, Google Android и Microsoft — предпочитают установки приложений через свои официальные магазины, а там разработчики обязаны отчислять компаниям 30% доходов, говорит основатель инвесткомпании IMI.VC Игорь Мацанюк. Получается, что разработчики игр для «В контакте» будут платить дважды — 30% владельцам платформ и еще половину самой социальной сети, что не очень выгодно. Было бы логично, если бы «В контакте» заключала с разработчиками предварительные соглашения, в которых бы гарантировала определенный объем трафика, считает Мацанюк.
Кроме того, непонятно, как «В контакте» будет контролировать платежи в чужих приложениях, добавляет он. Лобушкин говорит, что «В контакте» решила эту проблему таким образом: все приложения будут издаваться под брендом «В контакте», а уже потом компания будет отчислять разработчикам их долю.
Мацанюк считает, что Facebook вышла из этой ситуации изящней: у соцсети нет своей мобильной платформы, но она очень эффективно продает рекламу мобильных приложений и таким образом зарабатывает на маркетинге, а не на платежах внутри игр.
По итогам 2013 г. сегмент мобильных игр в России вырос почти на 70%, говорит руководитель игрового направления Mail.Ru Group Олег Шпильчевский. Социальные игры снизили темпы прироста по сравнению с прошлыми периодами, однако не стоит забывать, что на данный момент они занимают большую долю рынка онлайн-игр: по итогам 2012 г. социальные и мобильные игры занимали соответственно 26 и 7% рынка в России, что в абсолютных цифрах составляло $353 млн и $99 млн, рассказывает он.