«Ростелеком» за 14 млн руб. создал игровой портал games.rt.ru. Предполагается, что издатели будут публиковать на нем свои игры и делить доходы с «Ростелекомом». Эксперты сомневаются в успехе игрового проекта госкомпании
Завтра, 24 ноября, «Ростелеком» представит свой проект Games.rt.ru. Об этом говорится в приглашении, которое госкомпания разослала журналистам на прошлой неделе. В приглашении также перечислены компании, представители которых будут присутствовать на завтрашнем мероприятии. Среди них «Эназа», Mail.Ru Group, производитель компьютерных игр Alawar, разработчик многопользовательских онлайн-игр Destiny Development, разработчик игр Datcroft Games и электронная платежная система «Яндекс.Деньги». Все эти компании — партнеры по игровому проекту «Ростелекома», рассказал РБК директор по развитию бизнеса дистрибьютора игр, цифрового контента, антивирусов и разработчика сайтов « Эназа » Вадих Гиниатулин.
«Эназа» в ноябре 2014 года выиграла тендер «Ростелекома» на разработку платформы. которая должна в том числе осуществлять «взаимодействие с другими пользователями и доступ к играм», говорилось в документации проекта. В качестве проектов-аналогов «Ростелеком» тогда называл американский цифровой сервис по продаже игр Steam. а также сервис, позволяющий пользователям играть онлайн, — Battle.net .
Сумма тендера составляла 14 млн руб. Гиниатулин называет эту стоимость «адекватной» для такого проекта. Выручка самой «Эназы» по итогам 2014 года составила более $1 млн, говорит Гиниатулин.
В данный момент сайт недоступен для пользователей — требуется ввести логин и пароль, однако при заходе на портал видно, что попадаешь в Rostelecom Game Zone. По словам Гиниатулина, игровой портал «Ростелекома» позволит издателям социальных, онлайн и компьютерных игр размещать свои продукты на сайте games.rt.ru. При заходе на сайт пользователь портала будет видеть каталог партнерских игр.
Загружая большинство игр, пользователь будет играть в них, не покидая платформу, то есть и пользователи, и трафик будут оставаться на сайте самого «Ростелекома», и лишь некоторые онлайн-игры будут уводить игроков на сайты партнеров, объяснил представитель «Эназы». Таким образом, игровая платформа от «Ростелекома» — это возможность для партнеров получить дополнительный заработок и в меньшей степени — шанс увеличить собственную аудиторию и базу игроков.
Директором проекта Games.rt.ru является Алексей Садонов, говорится в приглашении «Ростелекома». Садонов перешел в госкомпанию в начале 2014 года, а до этого момента занимался игровыми направлениями в Mail.Ru Group и «Рамблере». Садонов отказался от комментариев до момента презентации проекта.
Партнеры «Ростелекома» не раскрывают информации о том, сколько игр будет представлено на Games.rt.ru. В самом «Ростелекоме» отказались от комментариев до официального мероприятия. Также поступили представители Mail.Ru Group и «Яндекс.Деньги». В Datcroft Games не ответили на запрос РБК.
Компания Alawar, партнер «Ростелекома» по игровому проекту, разместит на площадке 100 своих игр, рассказал РБК директор по развитию бизнеса компании Александр Макаров. По его словам, сотрудничество с «Ростелекомом» будет строиться по модели revenue sharing. Это значит, что деньги, которые пользователи потратят в игре, будут разделены между «Ростелекомом» и Alawar. В каком соотношении — Макаров раскрыть отказался. О том, сколько Alawar надеется заработать благодаря сотрудничеству в госоператором, Макаров говорить также отказался. Единственное, представитель Alawar отметил, что это не первое партнерство компании с «Ростелекомом»: разработчик игр арендует в России стойки в нескольких дата-центрах, часть которых принадлежит госкомпании.
Директор департамента развития и маркетинга Destiny Development Константин Андрющенко рассказал РБК, что компания разместит свои игры на портале «Ростелекома». На дополнительные вопросы он не ответил.
«Ростелекому» необходима «свежая мощная» игра, которую еще никто не видел, считает владелец крупной компании, занимающейся разработкой игр. По его словам, даже если на games.rt.ru появится популярная онлайн-игра World of Tanks, это не поможет сайту привлечь аудиторию, так как «все, кто хотел, уже в нее поиграли».
С этим согласен основатель и гендиректор компании Nival Сергей Орловский. «Ростелекому» необходима эксклюзивная игра — тогда компания сможет привлечь пользователей к своему проекту. С другой стороны, «Ростелеком» является монополистом на рынке фиксированной связи, продолжает Орловский, поэтому сможет задействовать этот ресурс.
Впрочем, владелец крупной игровой компании считает, что монополия на рынке фиксированной связи вряд ли поможет «Ростелекому» добиться успеха на игровом поприще. «Не понимаю, как компания собирается добиться продаж — у них нет собственного трафика», — отметил собеседник РБК. ШПД «Ростелекома» — это около 11 млн человек, при этом у компании нет к ним доступа: «Ростелеком» может продвигать информацию о новом игровом проекте через личные кабинеты пользователей, но не каждый абонент ими пользуется.
Онлайн-платформу Steam создала в 2003 году американская корпорация Valve, которая разрабатывает и издает компьютерные игры. На Steam представлены более 10 тыс. игр, в том числе собственные разработки Valve.
Пользователь может как покупать, так и бесплатно скачивать игры. Количество активных учетных записей превышает 125 млн во всем мире. Судя по информации на официальном сайте, топ-3 самых популярных игр на текущий момент — Dota 2 (число игроков превышает 820 тыс.), Counter-Strike: Global Offensive (более 361 тыс. игроков), Fallout 4 (свыше 134 тыс. поклонников).
Сервис Steam доступен практически во всех странах, в том числе в России. Финансовые показатели корпорация не раскрывает.
У Valve есть своя операционная система — SteamOS. Помимо этого корпорация разработала Steam Link (устройство для беспроводного подключения компьютера к телевизору). Сейчас Valve занимается разработкой шлема виртуальной реальности SteamVR вместе с компанией HTC.
Собеседник РБК из игровой индустрии уверен: невозможно разработать игровую платформу уровня Steam за 14 млн руб. Для полноценной конкуренции со Steam необходимо минимум $2 млн (около 130 млн руб.), считает он. Эти средства необходимы на одну только разработку проекта, говорит собеседник РБК. Для поддержания проекта необходимы от трех до восьми специалистов (технические специалисты, служба поддержки, маркетологи).
Games.rt.ru — это первая попытка в России создать подобный сервис, утверждает Орловский. Правда, конкурировать «Ростелекому» придется не только с иностранными гигантами, но и с российскими операторами.
Собеседники РБК затруднились предположить, когда «Ростелеком» сможет окупить инвестиции в проект. Проанализировать, сколько госкомпания сможет заработать на игровом портале, также затруднительно, поскольку мало исходных данных — неясно, сколько игр будет на площадке, какие именно, как «Ростелеком» будет продвигать свой ресурс и т.д.
По данным исследовательской компании Newzoo, рынок игр в России составит $1,3 млрд по итогам 2015 года (в прошлом году — $1,1 млрд). По этому показателю Россия является шестым по масштабам рынком в Европе, занимает 12-е место в мире. К 2018 году российский рынок игр будет расти быстрее, чем более зрелые рынки, например в Северной Америке и Западной Европе, прогнозируют в Newzoo.
Помимо «Ростелекома» возможность заработать на играх рассматривают и сотовые операторы. Например, МТС в 2015 году запустил брендированный магазин приложений «МТС Игры», рассказал РБК пресс-секретарь оператора Дмитрий Солодовников. Владельцы смартфонов на операционной системе Android могут скачивать игры, а пользователи iOS-гаджетов — играть в браузерные онлайн-игры, добавил он.
«МТС Игры» — первый опыт оператора по использованию freemium-модели (абоненты получают доступ к играм бесплатно, деньги взимаются за приобретение дополнительных возможностей), рассказали в МТС. По словам Солодовникова, оплатить внутриигровые покупки можно со счета мобильного телефона, что является предпочтительным способом у игроков.
Сотрудничество с производителями игр МТС строит по принципу revenue sharing: оператор получает часть дохода за покупку внутриигрового контента. Конкретные пропорции распределения заработка в компании не раскрывают. Дополнительно оператор зарабатывает на интернет-трафике: скачивание игр (Android) или игровой трафик (iOS) тарифицируются в соответствии с тарифным планом абонента, отметил Солодовников.
В «ВымпелКоме» (бренд «Билайн») считают, что для продвижения операторских продуктов создавать отдельный игровой портал совсем не обязательно. «Мы активно работаем с индустрией игр в части продвижения наших мобильных финансовых сервисов и мобильного интернета», — рассказала РБК представитель оператора Анна Айбашева. В 2015 году «ВымпелКом», к примеру, поддержал Всероссийский турнир по Streetgaming — единственное в России молодежное движение, объединившее более 200 тыс. человек — поклонников игр на смартфонах и планшетах, отметила Айбашева. Ранее «ВымпелКом» также поддерживал турниры War Thunder (российская многопользовательская онлайн-игра) и World of Tanks, когда при оплате с мобильного счета «Билайна» можно было получить дополнительные бонусы. Это положительно отразилось на выручке, подчеркнула Айбашева.
Представитель «МегаФона» рассказал РБК, что оператор видит рост числа пользователей, использующих мобильный интернет для игр. Оператор предоставляет облачную инфраструктуру разработчику World of Tanks — компании Wargaming, что позволяет пользователям без задержек играть в игру, где на счету каждая секунда. Что касается собственных игр, то в «МегаФоне» «видят потенциал роста за счет развития партнерских проектов», отметили в компании. Конкретных планов представитель оператора не раскрыл.
Материалы по теме
Онлайн-магазины и игры помогли Qiwi показать рост выручки Технологии и медиа
Разработчик World of Tanks инвестировал в сервис для трансляции видеоигр Технологии и медиа